В муниципальных общеобразовательных учреждениях Касимовского муниципального района ежегодно планируются и проводятся мероприятия с обучающимися, родителями, учителями-предметниками по психологической подготовке к ГИА.
Основные направления работы образовательных учреждений в ходе психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:
1. Просветительское.
2. Диагностическое.
3. Консультативное.
4 Профилактическое.
5. Аналитическое.
В первом полугодии 2014-2015 учебного года обучающиеся выпускных классов прошли психологическую диагностику, направленную:
- на выявление уровня школьной тревожности, самочувствия, активности, настроения, индивидуальных интеллектуальных и психологических особенностей для построения дальнейшей коррекционной работы;
- на изучение фрустрационных реакций и эмоциональных проявлений, для определения путей оказания индивидуальной помощи.
Для диагностики были использованы следующие методики: ШТУР, «Изучение преобладающего вида памяти», «Шкала личностной тревожности Прихожан», опросник САН.
По результатам диагностики, отзывам классных руководителей среди обучающихся 9,11-х классов выявляется «группа риска». Педагоги-психологи вырабатывают индивидуальные стратегии поддержки для данной категории обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Для обучающихся «группы риска» (тревожные и демонстративные подростки, обучающиеся с низкой самооценкой, находящиеся на индивидуальном обучении на дому) проводятся индивидуальные консультации.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
- психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;
- стресс незнакомой ситуации;
- стресс ответственности перед родителями и школой.
Все эти трудности педагоги-психологи разделили на три группы и организовали следующую работу:
1.Для решения познавательных трудностей, связанных с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ и ГИА, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета, организованы дополнительные занятия по русскому языку и математике.
2.Для решения процессуальных трудностей, связанных с самой процедурой ГИА и отсутствием четкой стратегии деятельности, проведены классные собрания с обучающимися и родителями по теме «ЕГЭ и ОГЭ: правда и вымысел», знакомство с нормативно-правовыми документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования Рязанской области, управления образования Касимовского района о проведении ГИА. В ходе этой работы была выявлена степень информированности школьников о ГИА и представилась возможность ликвидировать пробелы. Оформлены стенды и тематические странички на сайтах школ об отличии традиционного экзамена и экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ, размещена шкала перевода баллов.
3.Для решения личностных трудностей, обусловленных особенностями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых, проведены следующие мероприятия:
- работа по мини проектам «Как подготовиться к сдаче ГИА». Проекты учащихся включают составление плана подготовки к экзаменам на год и распределение нагрузки в течение недели. Обучающиеся заполняют таблицу, в которой распределяют по дням недели предмет, время и форму (курсы, консультация или самоподготовка) подготовки. Такая форма работы помогает обучающимся организовать свою деятельность, спланировать занятия, снизить нагрузки, распределить подготовку к экзаменам и подготовку домашних заданий, выделить время отдыха;
- классный час по теме «Как научиться сдавать экзамены»; - практикум «Волнуйтесь спокойно! У вас экзамен».
Во втором полугодии 2014-2015 учебного года с выпускниками проводятся психологические тренинги, направленные на выработку психологических качеств, умений и навыков, повышающих эффективность подготовки к прохождению ГИА и позволяющих более уверенно чувствовать себя во время экзамена.
Занятия тренинга помогают участникам научиться управлять своим временем, разработать эффективный план использования своего времени на один день, на одну неделю и на весь учебный год.
Кроме этого подростки знакомятся с техниками релаксации, которые желательно применять при подготовке к экзаменам. Также участники тренинга обучаются методикам, сопутствующим развитию памяти, внимания, мышления, воображения, речи.
В процессе занятий каждый участник пополняет свою «копилку» представления о ГИА: «чем лично для меня ГИА лучше традиционного экзамена», «что лично мне помогает чувствовать себя увереннее (мои ресурсы)».
Использовались следующие формы работы с обучающимися:
- Индивидуальное и групповое консультирование. Групповая дискуссия. Проведение консультативной работы с выпускниками по преодолению трудностей и развитию навыков, способствующих эффективной сдаче ГИА. Снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений.
- Тренинговые занятия с обучающимися. Групповые занятия по контролю эмоций, преодолению стрессового состояния, разбор конкретных ситуаций на экзаменах, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, информирование, психогимнастика, «мозговой штурм», освоение техник саморегуляции, самоподдержки в специальных упражнениях.
- Информационная поддержка. Составление, выпуск различной информационной литературы – буклеты, памятки.
С родителями обучающихся в течение учебного года проводится консультативная работа в различных формах. Индивидуально получают консультации родители подростков, находящихся в «группе риска», по вопросам их индивидуального развития и преодоления когнитивных и личностных трудностей при подготовке к ГИА.
На групповых консультациях (родительские собрания) педагог-психолог, классные руководители знакомят с результатами психологической диагностики, информируют родителей о видах трудностей (когнитивных, личностных, процессуальных) при подготовке к ГИА и о путях их преодоления, о методах и приемах выработки у детей уверенного, стрессоустойчивого поведения. Проведены групповые консультации для родителей выпускных классов «Как помочь детям подготовиться к сдаче ГИА», для педагогов «Учитываем личностные особенности детей в период подготовки к ГИА».
В течение первого полугодия 2014-2015 учебного года на совещаниях и педсоветах учителя-предметники знакомились с основами психологической готовности учащихся к ГИА, с правилами учета индивидуальных особенностей подростков.
Информирование родителей, обучающихся, педагогических работников школы по психологической подготовке выпускников к ГИА осуществляется также посредством распространения буклетов, брошюр, памяток, информацией на сайте образовательного учреждения.
|